Нина Ивановна Чепурненко, учитель-логопед МБДОУ № 299, г. Ростов-на-Дону

Познавательно – экспериментальное занятие с детьми старшей логопедической группы « Солнышко» - Тема : «Путешествие на Луну»

                                     Тема :  «Путешествие на Луну»

МБДОУ№299                                           учитель – логопед: Чепурненко Н.И.

Программное содержание:

- расширение знаний детей о космосе;

- развивать и активизировать речьдетей, развивать интерес к космосу; детскую наблюдательность илюбознательность.

Дать детям знания о том, что Лунавращается вокруг Земли; почему она не падает на землю;

- как образуются кратеры на поверхности Луны.

- дать детям представление о фазахЛуны, - дать понимание, что спутники  планетыбывают (искусственные и естественные); 

- расширять и активизироватьсловарный запас;

Совершенствоватьумения детей передавать в изображении особенности строения космическогокорабля, развитие графо - моторных способностей.

Воспитыватьчувство гордости за свою Родину.

Активизироватьсловарь детей: созвездия, Луна, космос, луноход, звездное небо.

Оборудование:  компьютер, экран, презентация к занятию «Космос», мяч - луна, картинки к  игре«4-лишний. картинки- фото к занятию,  оригами – мухи, на развитие дыхания. Магнитофонная запись  «голос  инопланетянина  Лунтика».

Предварительная работа: беседы с детьми о космосе, чтениехудожественной литературы, рассматривание иллюстраций, игры «  летает  не летает»,« «4 – лишний», проведение игр на  развитие дыхания.

 ХОД занятия

 Ребята, вы любитесмотреть на ночное небо? Что можно увидеть на небе? (звезды, луну).

А хотите посмотреть на звездное небо  сейчас? Рассматриваем фото « Звездноенебо»   рис. 1 

 Логопед: Какими нам  кажутся звезды?

Дети:маленькими  светящимися огоньками,

Логопед:Почему?  ( ответы детей - они далеко отнас)

Логопед:   Правильно, потому, что они находятся оченьдалеко. На самом деле каждая звезда – это гигантски газовый шар, подобныйнашему солнцу, который излучает тепло и свет. И так, мы с вами продолжаем  знакомимся с миром  космоса.

Звучит сигнал.

 Логопед: Ой, ребята!     Нам подает сигнал  инопланетянин. Он пролетает мимо.

рис 2.

 Звучит голос :

  « Я, видел много  разных планет,но такую  вот,  как ваша, во Вселенной не найти.  Как называется ваш дом?».

Ответ детей: это наша планета иназывается она  Земля.

 Голос А. вас, как мне называть?

Дети - мы земляне.

Голос: А чего много на вашей планете?

 Ответы детей: Здесь  много лесов, морей и гор, много людей , домов, животных, птиц, рыб .насекомых…. летоммного цветов, зеленых деревьев, много птиц, кузнечиков, разных. У нас красиваяземля, мы ее любим.

 Голос : А, почему вы без скафандров? и почему вы не летаете,а  сидите на стульях? 

Дети отвечают.

Голос: Приветствую  вас, давайте с вами знакомиться. Менязовут  Лунтик.  Вы догадались, где я живу? Ответы детей.

Лунтик : Да,  я живу на Луне, она  мрачная, серая,несчастная.

Во-первых,  на ней  никто  не живет, только я.

Во-вторых,  она такая  серая,    покрыта камнями, кратерами, но я ее тоже люблю, ведь я  живу на ней. Мне грустно, ведь я там один.Вы, ребята, добрые , давайте дружить.  Хотите,  я вас познакомлю с Луной?  Только вам  нужно статькосмонавтами. 

 Логопед:Ребята, а вы  хотели бы статькосмонавтами, чтобы полететь на Луну?

Ответы детей.

Логопед: Ребята, а  вы знаете, зачем люди  летают в космос? (Ответы детей).

Логопед: Да ребята . космонавты ведутбольшую научно – исследовательскую работу в космосе. Исследуют  климат Земли, космоса, планет. Изучают, какведут себя растения, люди в космосе  ив  невесомости. Космонавты  передают информацию о погоде, циклонах,полезных ископаемых на других планетах и т. д.

Логопед: Ребята, как вы думаете, каким должен быть космонавт? (Ответы детей).

Логопед: Правильно,  космонавт, объязательно,  должен  быть сильным, смелым, умным.  Прежде,чем лететь  на  Луну, нам  надо  потренироваться. 

 Физминутка  «Космонавт»

Будем бегать быстро, словно ветер, (Бегутна носочках)

Плавать лучше всех на свете. (Делаютгребки руками)

Приседать и вновь вставать (Приседают)

И гантели поднимать. (Выпрямляютсогнутые руки вверх)

Станем сильными, и завтра

Всех возьмут нас в космонавты(Рукина поясе, шагают)

Логопед : Сила теперь у нас есть, но космонавту еще нужно научиться  правильно  дышать.

 Упражнение на дыхание «Веселая  муха».

Логопед:Муха долгоспала. Проснулась, но разучилась летать.  Тренируем муху.

Цель:   целенаправленный, длительный  выдох. 

Вдох через нос -  выдох  через рот. Следите  глазами  за тем,  как  муха улетает от вас.

Длительный  выдох - муха летит.  Слушайте команду1,2,3 -  муха лети .

 Логопед: Космонавт должен быть умным.

 Следующая игра: « Загадки – отгадки».

1.На корабле воздушном,

Космическом, послушном,

Мы, обгоняя ветер,

 Несемся на …..

2.Освещает ночью путь,

Звездам не дает заснуть.

Пусть все спят, ей не до сна.

В небе светит нам ..

3Большой подсолнух в небе,

Цветет он много лет.

Цветет зимой и летом,

А семечек все нет.(солнце)

4. Самый первый в  космосе

Летел с  огромной скоростью

Отважный русский парень.

Наш космонавт …..

 Логопед: нарисуем  руками круг большой-это  СОЛНЦЕ. Молодцы, с  загадками вы справились. Теперь вы готовы к полету. 

Что возьмем с собой?    Дети (Силу, смелость,  отвагу, знания).

Логопед:   Все космонавты   говорят четко, внятно, а помогают им вэтом  чистоговорки.

Повторитеза мной :

Чу - чу- чу, в космос полететь хочу.

Им - им- им, на ракете полетим.

Ны - ны- ны, долетим мы до луны.

Абль – абль , где космический корабль?

Ребенок загадывает загадку:

Что за птица?

Песен не поет,

Гнезд не вьет,

Огненный хвост за собой несет.(Ракета)

Дети: ракета.

Логопед: Вы, ребята- фонтазеры  и вас я превращаю в  конструкторов. 

 Конструкторы – строители  строим космический корабль.( используем рисунок, палочки, арбузные семечки).

Практическаяработа «Строим  ракету».

Дети: ракеты готовы.

Логопед: Занимайте место в ракете.Поторопитесь,  опоздавших не ждут.

Игровое упражнение: «дорога кракете» рис 3

рис.3    

А теперь,  космонавты,  приготовьтесь к  полету.  Пристегнуть ремни!  Я начинаю отсчет

5 4 3 2 1. Старт. (Звучиткосмическая музыка). При отрыве  от Земликосмонавты испытывают огромные перегрузки, невесомость. 

   Ребята,  наш корабль  приближаемся к  Луне, рис 4.

 Логопед: Вот  мы  иприлетели, отстегните  ремни. На однойножке покрутились – На  луну мыприлунились. Рис 5.

Логопед: Лунтик  у насэкскурсовод, слушаем и запоминаем все, что он расскажет.

ГолосЛунтика: Вашу землю вместе с воздушнойоболочкой окружает бесконечно большое  пространство. Это  космос. В немнаходятся небесные тела: СОЛНЦЕ, ЗВЕЗДЫ, ПЛАНЕТЫ,  и моя  ЛУНА. рис. 6,7.

 Голос  Лунтика: Обратите  внимание на воронки, впадины,  неровную поверхность.

- Поверхность Луны очень неровная,много кратеров.- Кратеры – это большие углубления на поверхности Луны, которыеобразовались в результате падения метеоритов.

Логопед: Предлагаю провести простой  эксперимент на прогулке в песочнице.

Описание опыта“ Сделай кратер”.

Эксперимент  проводим в песочнице. Дать детям возможностьс высоты роста бросить в песочницу крупный камень. Осторожно извлечь камень,чтобы увидеть  получившийся  «кратер».

 ГолосЛунтика: Запомните ребята. Луна –естественный  и единственный  спутник Земли.  На моей Луне нет воздуха  и поэтому люди здесь не могут жить. Вот  вездеход– луноход,  сделали  люди на Земле и на Луну доставили .  В космосе много летает  искусственных   спутников, которые сделали ученые иотправили в космос. Рассмотреть рис.8.

Логопед :

- ребята, как вы понимаете значение словаспутник? (версии детей)

 поясняет: спутник –это тот, кто совершает путь вместе с кем-то.

- В нашем случае вместе совершают путь Луна и Земля.

- По какому пути они идут вместе? (вокруг солнца) рис8.

Луна – это самое близкое к Земле небесное тело.

Почему Луна не падает на нашу планету? (ответы детей)

- Предлагаю провести простой эксперимент на прогулке.

Описаниеопыта.

Помещаем  мячик в сетку. За веревку начинаем раскручивать. Мячик в сетке будет прямо-таки вырываться из вашей руки,но сетка его не пустит. А теперь остановите вращение  и отпустите сетку. Мяч в сетке  тутже упадет.

- Когда мяч упал? (когдаперестали его раскручивать)- Правильно, т.е., когда  мячик стал неподвижен, Земля его притянула, так как она имеет силу притяжения.Вывод: И Луна моментально упала бы на Землю, если бы была неподвижной. Но Лунане стоит на месте, она вращается вокруг Земли.

Логопед : люди  давным – давно обратиливнимание на то, что  Луна все времяменяет свою форму. . То она круглая, как тарелка, то похожа на краюху хлеба, товиден лишь тоненький серп, который люди назвали месяцем. Люди не могли этогообъяснить и сочиняли сказки, загадки, мифы.

Теперь ученые  говорят нам, что  луна двигается по небу. Круглая  Луна сначала начинает уменьшаться, пока не перестанет быть видна  совсем. Потом Луна начинает расти, пока нестанет снова полной, круглой.рис.9.

Вопрос Лунтика детям:- Как высчитаете, Луна светится? (версии детей)

 Ответ  Лунтика: Луна сама по себе не светится,она отражает падающий на нее солнечный свет. Поэтому на Луне люди  неживут  А еще мы знаем, что луна вращаетсявокруг земли.

Логопед: пока мы на Луне, давайте посмотрим вниз. Что мы видим? Нашу землюс высоты.фото 10.

Ребенок  читает стих.

На планете чудеса:
Океаны и леса,
Кислород есть в атмосфере,
Дышат люди им и звери.

 Голос  Лунтика: В  конце  нашего путешествия,  мне  хочется подарить  вам  лунные камушки.  Они  не простые,  они  волшебные. Когда  вам  будет страшно  или когда вы будетеволноваться, возьмите этот камушек в руки и он придаст вам силы и уверенности.До свидания, дорогие ребята, до новых встреч! Ответ детей – спасибо за экскурсию, нам было очень интересно. Прилетай кнам еще, мы будем ждать.

Логопед: Возвращаемся  на Землю?.

Вы на ножке покрутитесь —  И на Землю приземлись (  дети выполняют движения).

Дети все вместе говорят:

Перед нами леса и поля.

Здравствуй наша родная Земля!

28 апреля 2023 в 13:33

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.