Нина Ивановна Чепурненко, учитель-логопед МБДОУ № 299, г. Ростов-на-Дону

Открытое занятие в старшей логопедической группе «Солнышко» по грамоте.

Тема: « Поделись знанием с другим»

Дифференциация звуков «Т –ТЬ»

МБДОУ №299 учитель – логопед :Чепурненко Н.И.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков « Т», «ТЬ»  в слогах, словах; их акустическую и артикуляционную характеристики; упражнять детей в их дифференциации; учить определять позицию заданных звуков в слоге,  слове;

Коррекционно-развивающие: развивать навыки звукового анализа; упражнять в преобразовании слогов; развивать слуховое внимание и память; развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику; развивать фонематический слух; активизировать познавательную  деятельность.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать аккуратность , трудолюбие, взаимопомощь.

Оборудование: ноутбук; экран; флажки – синий и зеленый;  пенальчики, схема слова. синие и зеленые квадратики;   пластилин – зеленого и синего цвета для лепки букв, карточки – картинками  со звуками « Т –ТЬ», маски котенка Тома и зайчонка Тима.

                                        Ход  занятия.

Логопед. У нас гости: (на экране появляются  фото гостей) - котенок и  зайчонок. Они  хотят поступить в детский сад.  В саду зверят  обучают грамоте, а они ничего не знают. Им нужна помощь. Поможем

Давайте знакомиться.

49f103804b653af21a9ca8f58777f117.jpg 

это котенок  ТОМ                                 это зайчонок ТИМ.

Логопед :  У них к вам вопросы.

- Какие  звуки вы знаете?  Ответы детей ( гласные, согласные: согласные  твердые, глухие, звонкие и согласные мягкие, глухие, звонкие).

- У каждого нашего гостья есть свой домик.

f279ba5e4eb15b02e01c35c45a90c7fb.jpg( на  экране появляются  домики).

- Давайте посмотрим, где они живут.

  Логопед: Ребята,  как вы думаете, в каком домике живет котенок Том7

- Правильно  в синем.

- Почему? – ответы  детей  (первый звук в слове  Том  - звук « Т», он согласный твердый и домик  Тома  синий.

- А в каком домике живет зайчонок Тим?

- Объясните, почему вы так думаете? -  ответы детей.

Сравнение звуков.

Логопед :– Дайте характеристику звукам « Т-ТЬ» (Звук «ТЬ» – согласный, мягкий, глухой;  Звук « Т» – согласный, твердый, глухой) .

Логопед – чем похожи звуки « Т-ТЬ»?  (Звуки «Т-ТЬ» – согласные, глухие).

 - чем  отличаются  звуки «Т-ТЬ»?  (Звук «ТЬ»-  согласный  мягкий, а звук «Т» -  согласный  твердый).  Правильно.  Молодцы!

 Играем в игру « Сигнальщики» - у детей флажки - синий и зеленый.

Услышав согласный, твердый  звук «Т» поднимаем – синий флажок.

Услышав  согласный  мягкий  звук «ТЬ» поднимаем – зеленый флажок.

Играем в игру.

Логопед:  наши гости просят  нас научить их выкладывать звуковую схему слов- Тим и Том. Дети выкладывают звуковую схему слов, дают характеристику каждому слову, звуку.

Играем со словами.

- сколько  всего звуков в слове ТИМ? – (три);

- сколько согласных звуков в слове? – (два);

- где в слове они  звучат? ( в начале слова - согласный мягкий, в конце слова- согласный  твердый);

- сколько гласных звуков? – (один).

- где он звучит?  - (в середине);

- сколько слогов в этом слове? – (один);

( аналогично со словом  ТОМ).

Закрепить  знания : сколько гласных звуков в слове, столько и слогов.

 Физминутка.

Тик –так, тик –так, ( наклоны туловища в сороны)

Ходят часики вот так,

Шаг вперед, шаг назад.

Шаг влево. Шаг вправо.

Руками  все захлопали  - тим - там;

Тихо сели по местам.

Логопед:  Ребята, у вас на столах лежит пластилин, а давайте  научим  гостей лепить букву  Т. Вы знаете!  Звуки  мы, что ? ответы детей ( слышим), а буквы , мы ( ответы детей - видим).

 Ответы детей (буква -  это домики  звуков).

Дети лепят буквы синего и зеленого цвета. Уточняем; в букве зеленого цвета будет  жить согласный мягкий звук «ТЬ», а буква синего цвета – это домик согласного твердого звука «Т».

.Игровое упражнение  «Дарим  подарки  буквам»

Практическое задание.

Букве зеленого цвета – картинки со звуком «ТЬ»;

Букве синего цвета - картинки  со звуком «Т».

( каждый ребенок  предложением  называет.  какие картинки он подарил буквам).

( раздается стук - вбегают  зайчонок и котенок ( дети в масках))

Логопед: Кто это? Для детей - это  неожиданность)

 Ответ детей.  Это зайчонок и котенок  с экрана к нам «оживились».)

Логопед: ТИМ и ТОМ расскажите, что случилось?

  Зайчонок ТОМ :

 Играем: помогите « Верните в слова  первый звук «Т»»

( слова : . анк,  . ома,  апки, .ума,  . умба, .орт. . аня,  . амара,  . ыква.  опор).

 

Логопед: ребята, зайчонок ТИМ  принес вам угощенье – морковки. Одну оставил себе, остальные морковки отдает вам. Сколько морковок у него было?

Задачка на картинке.

bfb6e239ca02c3c8c799049d06f20aec.jpgответ:  10

Итог занятия: котенок Том и зайчонок Тим говорят спасибо детям, теперь они тоже будут ходить в детский сад,  а детям было интересно играть  с ними.  Тим и Том убегают.42705c3f953646bd5fb84317063c5349.jpg

 Ростов – на - Дону .

25 марта 2023 в 13:23

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.