Нина Ивановна Чепурненко, учитель-логопед МБДОУ № 299, г. Ростов-на-Дону
Открытое занятие в старшей логопедической группе «Солнышко» по грамоте.Тема: « Поделись знанием с другим» Дифференциация звуков «Т –ТЬ» МБДОУ №299 учитель – логопед :Чепурненко Н.И. Задачи: Коррекционно-образовательные: Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков « Т», «ТЬ» в слогах, словах; их акустическую и артикуляционную характеристики; упражнять детей в их дифференциации; учить определять позицию заданных звуков в слоге, слове; Коррекционно-развивающие: развивать навыки звукового анализа; упражнять в преобразовании слогов; развивать слуховое внимание и память; развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику; развивать фонематический слух; активизировать познавательную деятельность. Коррекционно-воспитательные: воспитывать аккуратность , трудолюбие, взаимопомощь. Оборудование: ноутбук; экран; флажки – синий и зеленый; пенальчики, схема слова. синие и зеленые квадратики; пластилин – зеленого и синего цвета для лепки букв, карточки – картинками со звуками « Т –ТЬ», маски котенка Тома и зайчонка Тима. Ход занятия. Логопед. У нас гости: (на экране появляются фото гостей) - котенок и зайчонок. Они хотят поступить в детский сад. В саду зверят обучают грамоте, а они ничего не знают. Им нужна помощь. Поможем Давайте знакомиться.
это котенок ТОМ это зайчонок ТИМ. Логопед : У них к вам вопросы. - Какие звуки вы знаете? Ответы детей ( гласные, согласные: согласные твердые, глухие, звонкие и согласные мягкие, глухие, звонкие). - У каждого нашего гостья есть свой домик. ( на экране появляются домики). - Давайте посмотрим, где они живут. Логопед: Ребята, как вы думаете, в каком домике живет котенок Том7 - Правильно в синем. - Почему? – ответы детей (первый звук в слове Том - звук « Т», он согласный твердый и домик Тома синий. - А в каком домике живет зайчонок Тим? - Объясните, почему вы так думаете? - ответы детей. Сравнение звуков. Логопед :– Дайте характеристику звукам « Т-ТЬ» (Звук «ТЬ» – согласный, мягкий, глухой; Звук « Т» – согласный, твердый, глухой) . Логопед – чем похожи звуки « Т-ТЬ»? (Звуки «Т-ТЬ» – согласные, глухие). - чем отличаются звуки «Т-ТЬ»? (Звук «ТЬ»- согласный мягкий, а звук «Т» - согласный твердый). Правильно. Молодцы! Играем в игру « Сигнальщики» - у детей флажки - синий и зеленый. Услышав согласный, твердый звук «Т» поднимаем – синий флажок. Услышав согласный мягкий звук «ТЬ» поднимаем – зеленый флажок. Играем в игру. Логопед: наши гости просят нас научить их выкладывать звуковую схему слов- Тим и Том. Дети выкладывают звуковую схему слов, дают характеристику каждому слову, звуку. Играем со словами. - сколько всего звуков в слове ТИМ? – (три); - сколько согласных звуков в слове? – (два); - где в слове они звучат? ( в начале слова - согласный мягкий, в конце слова- согласный твердый); - сколько гласных звуков? – (один). - где он звучит? - (в середине); - сколько слогов в этом слове? – (один); ( аналогично со словом ТОМ). Закрепить знания : сколько гласных звуков в слове, столько и слогов. Физминутка. Тик –так, тик –так, ( наклоны туловища в сороны) Ходят часики вот так, Шаг вперед, шаг назад. Шаг влево. Шаг вправо. Руками все захлопали - тим - там; Тихо сели по местам. Логопед: Ребята, у вас на столах лежит пластилин, а давайте научим гостей лепить букву Т. Вы знаете! Звуки мы, что ? ответы детей ( слышим), а буквы , мы ( ответы детей - видим). Ответы детей (буква - это домики звуков). Дети лепят буквы синего и зеленого цвета. Уточняем; в букве зеленого цвета будет жить согласный мягкий звук «ТЬ», а буква синего цвета – это домик согласного твердого звука «Т». .Игровое упражнение «Дарим подарки буквам» Практическое задание. Букве зеленого цвета – картинки со звуком «ТЬ»; Букве синего цвета - картинки со звуком «Т». ( каждый ребенок предложением называет. какие картинки он подарил буквам). ( раздается стук - вбегают зайчонок и котенок ( дети в масках)) Логопед: Кто это? Для детей - это неожиданность) Ответ детей. Это зайчонок и котенок с экрана к нам «оживились».) Логопед: ТИМ и ТОМ расскажите, что случилось? Зайчонок ТОМ : Играем: помогите « Верните в слова первый звук «Т»» ( слова : . анк, . ома, апки, .ума, . умба, .орт. . аня, . амара, . ыква. опор).
Логопед: ребята, зайчонок ТИМ принес вам угощенье – морковки. Одну оставил себе, остальные морковки отдает вам. Сколько морковок у него было? Задачка на картинке. ответ: 10 Итог занятия: котенок Том и зайчонок Тим говорят спасибо детям, теперь они тоже будут ходить в детский сад, а детям было интересно играть с ними. Тим и Том убегают. Ростов – на - Дону . 25 марта 2023 в 13:23
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.