Нина Ивановна Чепурненко, учитель-логопед МБДОУ № 299, г. Ростов-на-Дону
Консультация для родителей группыКонсультациядля родителей Тема:«Что такое звуковой анализ слова» Обучение детей грамоте в детском садуосуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что детейзнакомят сначала со звуками родного языка, а потом будем знакомиться с буквами. Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребенок воспринимаетслово, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает сторонуфонетическую, то есть последовательность составляющих его звуков. Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонеми их восприятие, испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могутбыть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полнойнеспособности определить количество, последовательность или позицию звуков вслове. Часто дети не слышат звуки. Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовкик обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове,фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласныезвуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие), определение места звука в слове. Уважаемые родители, помните: 1. Звук – мы слышим и произносим. 2. Буквы мы видим, пишем и читаем.(это на будущее) 3. Звуки бывают гласными и согласными. Гласные звуки можно петь голосом, кричать, при этом воздух, выходящий изо рта не встречаетпреграды. Гласных звуков шесть: А У О ИЭ Ы. Мы уже познакомились со звуками А,У,О,И. Гласные звуки обозначаются квадратиком красного цвета. Согласные звуки - звуки, которые непоются, т.к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду Согласные звуки произносим немножко сердито, четко, отрывисто. Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участияголосовых складок, детям мы объясняем, что когда произносим глухой звук,голосок спит, а при произнесении звонкихзвуков, голос просыпается, звенит. Проверяем: положив руку на горлышко илизакрыв ушки руками. Проводим опыт со звуками «М» и «П». При произнесении звук «М», губки сомкнуты, голосок звенит, нашим губкам « щекотно» – это звук звонкий. Воздушнаяструя встречает преграду. Мешаютгубы. Сравниваем его со звуком «П». Припроизнесении этого звука, губки такжесомкнуты, но голосок спит, нашим губкам « не щекотно».Воздушная струя встречает преграду.Мешают губы. Оба эти звуки – согласные, твердые, произносим немножко сердито,строго. Согласные твёрдые звуки обозначаем квадратиком синего цвета, Примерные игровыезадания. Игра «Поймай звук» (из ряда звуков, из ряда слогов, из ряда слов). Задача: развивать слуховое внимание, фонематический слух. Взрослый называет звук, а ребенок поднимает флажки( красный, услышав гласныйзвук, синий – услышав согласный твердый звук). Следующаязадача. Знакомим детей с понятием « СЛОВО» Мы с ребятами уже знаем, что каждыйпредмет имеет свое название, то есть своё слово, а слова состоят иззвуков. Помогает нам схема слова. Мы играем со словами, а точнее со схемой слова. Вот она схема слова.
В начале слова и в конце слова всегда звучит один звук. Все остальные звуки звучат в середине слова. Игра: « Где я (звук) спрятался в слове?» Играем со звуком «М» Слова : мак, дом, Тома. Где звучит звук «М» в слове МАК?- в начале слова, отмечаем синим кружочком. В слове дом– в конце слова, а в слове Тома– звук прячется в середине слова. Помогают нам картинки.
Аналогично со звуком «Н, ищем звук «Н» в словах.
Аналогично созвуком «П»
Игра «Сколько звуков спряталось в слове?» У нас в гостях кот. Выложить схему слова КОТ. Используем пенал с квадратиками и схему слова. - Сколько звуков в слове КОТ? (В слове КОТ три звука) - Какой первый звук в слове КОТ? (первый звук [К]) - Звук [К] какой? (звук [К] согласный, глухой, твёрдый). - Каким квадратиком обозначим звук [К]? (Синим квадратиком). - Какой второй звук в слове КОТ? (Второй звук [О]) - Звук [О ]какой? (Звук [О] гласный). - Каким квадратиком обозначим звук[О]? (Красным квадратиком). - Какой третий звук в слове КОТ? (Третий звук [Т]). - Звук [Т] какой? (Звук [Т] – согласный, твёрдый, глухой). Каким квадратиком обозначим звук[Т]? (Синим квадратиком). Звуки подружились. Как звучат этизвуки? Называем последовательно звуки. Звук « О» немножко протяжно (КО – О -Т). Важно, чтобы ребенок усвоил, что такое звук речи, мог дифференцироватьзвуки, делить слова на звуки и слоги. Только тогда он сможет без труда овладетьнавыком чтения. Уважаемые родители, очень точно следуйте нашим инструкциям, выполняя домашние задания. Помните о том, что требования педагогов детского сада и семьи должны быть едины! Это поможетвыработать самостоятельность, ответственность, желание доводить дело до конца ипоможет в школе учиться отлично. Вследующей консультации мы расскажем, что такое символы звуков и как онипомогают нам играть со звуками, слогами и овладевать техникой чтения. Список используемой литературы. 1. Александрова, Т.В. Живые звуки.: Учебно-методическое пособие для логопедови воспитателей. СПб.: Детство-пресс, 2005. 2. Ткаченко, Т.А. Формирование навыков звукового анализа и синтеза. М.: Гном иД, 2005. 25 января 2023 в 13:07
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.