Нина Ивановна Чепурненко, учитель-логопед МБДОУ № 299, г. Ростов-на-Дону

Консультация для родителей группы

66c31d32c883fd2ff932901e77d7cf19.jpgКонсультациядля родителей   

Тема:«Что такое звуковой анализ слова»

Обучение детей грамоте в детском садуосуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что детейзнакомят сначала со звуками родного языка, а потом будем знакомиться с буквами.

Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребенок воспринимаетслово, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает сторонуфонетическую, то есть последовательность составляющих его звуков.

Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонеми их восприятие, испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могутбыть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полнойнеспособности определить количество, последовательность или позицию звуков вслове. Часто дети  не слышат звуки.

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовкик обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове,фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласныезвуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие), определение места звука в слове.

Уважаемые родители, помните:

1. Звук – мы слышим и произносим.

2. Буквы мы  видим, пишем и читаем.(это на будущее)

3. Звуки бывают гласными и согласными.

Гласные звуки можно петь голосом, кричать, при этом воздух, выходящий  изо рта не встречаетпреграды. Гласных звуков шесть: А У О ИЭ Ы.    Мы  уже познакомились со звуками А,У,О,И.

Гласные  звуки  обозначаются квадратиком  красного  цвета.

 Согласные звуки - звуки, которые непоются, т.к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду Согласные звуки произносим  немножко  сердито, четко, отрывисто.

Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участияголосовых складок, детям мы объясняем, что когда произносим  глухой звук,голосок  спит, а при произнесении звонкихзвуков, голос  просыпается, звенит.  Проверяем: положив  руку на горлышко илизакрыв  ушки руками.

 Проводим опыт со звуками «М» и «П».   При произнесении  звук «М», губки сомкнуты, голосок звенит, нашим губкам  « щекотно» – это звук звонкий. Воздушнаяструя  встречает преграду. Мешаютгубы.  Сравниваем его со звуком «П». Припроизнесении этого звука,  губки такжесомкнуты, но  голосок  спит, нашим   губкам « не щекотно».Воздушная струя  встречает преграду.Мешают губы. Оба эти звуки – согласные, твердые, произносим немножко сердито,строго.    

 Согласные твёрдые звуки  обозначаем квадратиком  синего цвета,

Примерные игровыезадания.

Игра «Поймай звук» (из ряда звуков, из ряда слогов, из ряда слов).

Задача: развивать слуховое внимание, фонематический слух.

Взрослый называет звук, а ребенок поднимает флажки(  красный, услышав гласныйзвук, синий – услышав согласный твердый звук).

 Следующаязадача

Знакомим  детей с понятием  « СЛОВО»

Мы с ребятами  уже знаем, что каждыйпредмет имеет свое название, то есть своё  слово, а слова состоят иззвуков.

 Помогает нам схема слова.

 Мы играем со словами, а точнее  со схемой слова.  Вот она схема слова.

e4d2e94457a9fcbd8bc5af3e16b888bd.jpg










В начале слова и в конце слова всегда звучит один звук. Все остальные звуки звучат в середине слова.

Игра:  « Где я (звук) спрятался в слове?»

Играем со звуком  «М»

Слова : мак, дом, Тома.  Где звучит звук «М» в слове  МАК?- в начале слова, отмечаем синим кружочком. В слове  дом– в конце слова, а  в слове  Тома– звук прячется в середине слова.

Помогают нам картинки.

facac7cfd0c2d7937d39df8163478143.jpg 

Аналогично со звуком «Н,  ищем звук «Н» в словах.

   69425d0cf435b4d4522a15e229930808.jpg

 

Аналогично созвуком  «П»

 

 

 

 Игра «Сколько звуков спряталось в слове?»

У нас в гостях кот.

Выложить схему слова КОТ. Используем пенал с квадратиками и схему слова.

- Сколько звуков в слове КОТ? (В слове КОТ три звука)

- Какой первый звук в слове КОТ? (первый звук [К])

- Звук [К] какой? (звук [К] согласный, глухой, твёрдый).

- Каким квадратиком обозначим звук [К]? (Синим квадратиком).

- Какой второй звук в слове КОТ? (Второй звук [О])

- Звук [О ]какой? (Звук [О] гласный).

- Каким квадратиком  обозначим звук[О]? (Красным квадратиком).

- Какой третий звук в слове КОТ? (Третий звук [Т]).

- Звук [Т] какой? (Звук [Т] – согласный, твёрдый, глухой).

Каким квадратиком  обозначим звук[Т]? (Синим квадратиком).

 Звуки подружились. Как звучат этизвуки? Называем последовательно звуки. Звук « О» немножко протяжно (КО – О -Т).

Важно, чтобы ребенок усвоил, что такое звук речи, мог дифференцироватьзвуки, делить слова на звуки и слоги. Только тогда он сможет без труда овладетьнавыком чтения.

Уважаемые родители, очень точно следуйте нашим инструкциям, выполняя домашние задания. Помните о том, что требования педагогов детского сада  и семьи должны быть едины! Это поможетвыработать самостоятельность, ответственность, желание доводить дело до конца ипоможет в школе  учиться отлично. Вследующей консультации мы расскажем, что такое символы звуков и как онипомогают нам  играть со звуками,  слогами и овладевать техникой чтения.

Список используемой литературы.

1.               Александрова, Т.В. Живые звуки.: Учебно-методическое пособие для логопедови воспитателей. СПб.: Детство-пресс, 2005.

2.               Ткаченко, Т.А. Формирование навыков звукового анализа и синтеза. М.: Гном иД, 2005.

25 января 2023 в 13:07

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.